Петропавловский собор
12 марта 1779 г. Екатерина II подписала указ об отпуске на построение собора в Петровске «из экономических сборов» восьми тысяч рублей. К 1782 году на строительство было истрачено 7760 рублей 70 копеек с полтиной.
Авторство проекта собора приписывалось губернскому архитектору Ивану (Эвану) Михайловичу Левенгагену, однако документально это предположение пока не подтверждено. Контракт на строительство заключил подрядчик Савельев. Строительство началось в 1780 году, в августе 1783 года собор «освидетельствован» ключарем Ростовского Успенского собора иереем Владимиром и освящен 10 сентября 1783 года архимандритом Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря Авраамом.
Главный соборный храм св. первоверховных апостолов Петра и Павла, каменный, одноглавый в связи с колокольней, находится на площади в центре города. Его стройный силуэт влечет к себе издалека, на него ориентированы главные улицы Петровска.
Треугольник фронтона, завершающий компактный по объему четверик, зрительно облегчает переход к высокому и широкому восьмерику, на которой покоится глухой барабан с круглой главкой. Едва намеченные пилястры портика со стилизованными капителями напоминают фигурные ниши, в которых утоплены окна. Подобная декорация четверика, круглые окна второго света и пучки пилястр на углах барабана восьмерика являются отголосками стиля барокко, оставившего заметный след в этом классическом памятнике. Наибольшая трапезная, равная по объему апсиде храма, и стройная трехъярусная колокольня с рустованной нижней частью завершают гармоничную композицию Петропавловского собора.
Храм построен в 1783 году и освящен 10 сентября того же года. На устройство интерьера было уделено много внимания и средств. Иконостас и царские врата, работы первой половины XVIII века, были присланы в Петровский собор по приказанию императрицы Екатерины II из Троице-Сергиевой Лавры. Впоследствии в 1836 году этот старый иконостас был заменен новым с разрешения Преосвященного Авраама, архиепископа Ярославского и Ростовского, на собранную, от добровольных пожертвований, сумму в 1837 году в настоятельство протоиерея Николая Васильевича Петропавловского и священника Иоанна Ржевского.
В 1818 году по благословению Преосвященного Антония, архиепископа Ярославского и Ростовского, в храме исполнено стенное писание и настлан чугунный пол. В 1864 году церковным было заказано стенное писание на паперти. В 1872 и 1873 годах были покрыты белым железом купол и шпиль колокольни, поставлены башенные часы и устроена каменная входная лестница. В 1877 году с благословения архиепископа Ярославского и Ростовского Леонида, был перезолочен сплошь на полимент иконостас. Щедрая поддержка была оказана со стороны Санкт-Петербургских купцов Абатурова, Коровина, Запевалова и Баранова. И этот четырехъярусный, вызолоченный червонным золотом иконостас с колоннами, обвитыми рядами виноградных гроздьев и листьев, долгое время блистал своим изяществом и красотой. Иконы нижнего яруса были украшены позлащенным металлическим покровом. Все иконы нижнего яруса были изготовлены придворными живописцами императрицы Екатерины II и по свидетельствам современников отличались высоким мастерством, таких икон шесть: Спасителя, св. апостолов Петра и Павла, великомученицы Екатерины - по правую сторону царских врат, Божией Матери Одигитрии, Ростовских чудотворцев и св. благоверного князя Александра Невского – по левую сторону. Верхние иконы тоже хорошей живописи, но более позднего времени. Стены и своды были покрыты священными изображениями работы местного живописца П.А. Юрова¸ который умел соединить благообразие каждой картины с правильностью отдельных фигур. В алтаре над святым Престолом на четырех позлащенных столпах была устроена сень, на своде которой было изображение Духа Святаго. Из трех окон алтаря два были закрыты изображениями св. ап. Петра и Павла, писанными на стекле. Стекла с этими иконами были вставлены в широкие золоченые рамы.
Церковная священная утварь, очень ценная, была в достаточном количестве. Например, Евангелие большого размера, кругом обложенное серебром, с пятью живописными изображениями на финифти Спасителя и Евангелистов было очень красиво и представляло большую ценность, священно-богослужебных сосудов с полными к ним принадлежностями – несколько комплектов, четыре серебряных напрестольных креста. Из ковчегов для хранения запасных даров замечателен был серебряный ковчег весом 15 фунтов, представляющий вид купола храма на восьми серебряных столпах, между которыми на середине помещалась гробница, служащая вместилищем для Святых Даров. Подсвечники изящного рисунка из накладного серебра придавало интерьеру храма благолепие.
Вообще Петровский холодный собор производил прекрасное впечатление на посетителя.